РЕКОМЕНДУЕМ

ХИТЫ ПРОДАЖ

Главная » 2011 » Декабрь » 26 » Россия и Китай: мифы и реальность
Добавлено: 23:24

Россия и Китай: мифы и реальность

(Стенограмма презентации на II Eжегодной российско-китайской конференции: "Роль государства в экономике в XXI веке" 13 октября 2006 г.)

Один из самых распространенных мифов о Китае среди бизнесменов и среди обычных людей – о том, что это бедная, нищая страна, где люди задавлены коммунистической пропагандой и готовы работать за миску риса. В реальности, это  динамичная, современная страна, с современными тенденциями в архитектуре и жизни. Даже в одноэтажных домах стиль, скорее, не европейский, а американский: большие дома, большие комнаты. Проблемы с едой в Китае также решены, даже в отдаленных горных районах, и самое удивительное, сколько люди работают на земле, и как они к ней относятся, какие современные сельскохозяйственные методы применяют. Отношение к еде в Китае почти религиозное. Не случайно у китайцев выражение «как ты себя чувствуешь?» в дословном переводе означает «сыт ли ты?» Что касается коммунистической пропаганды и задавленности, на самом деле поражает практически полное отсутствие политизированности в обществе. Я не помню, сколько городов и компаний мы посетили, и ни разу нам не рассказывали о выдающемся 
мэре-хозяйственнике или о крепком губернаторе. Роль райкомов и парткомов тоже не очень прослеживается на уровне китайского бизнеса. Если же вы приезжаете в любой российский город, в течение дня вы обязательно услышите рассказы либо о губернаторе, либо о его окружении.

Миф второй, наверно, самый распространенный – это дешевая рабочая сила в Китае. Как известно, рабочая сила в Африке стоит дешевле, но это не делает африканцев конкурентоспособными. Мы как-то сравнили уровень зарплат производственных рабочих и офисных работников. Удивительно, что цифры оказались очень близкими с нашими
зарплатами - при этом надо понимать, что уровень зарплаты в 200 долларов в небольшом китайском городе соответствует нашему уровню примерно в 600 долларов, потому что покупательская способность в Китае этих долларов гораздо выше.
Наверное, главное, что я бы отметил - это высокое качество китайского человеческого капитала. Это, пожалуй, самое главное конкурентное преимущество Китая сегодня. В чем оно проявляется? Это удивительная предприимчивость и эффективность. Мне доводилось руководить несколькими производствами, и я сравнивал, как решают
аналогичные задачи российские управленцы, и как эффективно, какими дешевыми средствами решают ту же задачу китайские предприниматели. Нам, безусловно, было бы абсолютно не стыдно поучиться. Еще у китайцев поражает желание учиться, социальный оптимизм и, наверное, еще одно из главных качеств - отсутствие пафоса великой нации.
Мне очень часто приходилось общаться по поводу производства в России с крупными российскими производителями, в том числе с оборонными заводами. И почти всегда от генерального директора предприятия или главного технолога можно было услышать: «Мы же – великая страна, мы ракеты запускаем. То, что вы показываете - это же ерунда. У нас
традиции, у нас миллионы...». Такого пафоса и такого комплекса великой страны у Китая лично нам не приходилось наблюдать.

Следующий миф – о том, что китайцы умеют только копировать. На мой взгляд, здесь есть две стороны вопроса. С одной стороны, копирование - это естественный путь к совершенству, освоению любой новой технологии. Сегодня в товарах народного потребления для того чтобы быстро продвигаться, практически невозможно не использовать опыт, накопленный другими компаниями. С другой стороны, китайцы копируют, потому что, несмотря на то, что они работают с ведущими мировыми рынками, они не всегда их чувствуют. Те, кто работают в бизнесе, понимают: для того чтобы
чувствовать рынок, надо на нем находиться, надо держать в этой стране, как минимум, три – пять человек на постоянной основе. Китайцы же, как правило, не выезжают за пределы своей страны. Поэтому очень часто можно услышать: «Give me a sample», то есть, им гораздо проще скопировать, нежели долго думать, исследовать нашу эстетику и культуру. Однако от копирования китайцы очень быстро перешли к разработкам изделий для внутреннего рынка, используя вчерашние и сегодняшние западные технологии. На самом деле очень мало кто из нас представляет, насколько емкий китайский рынок. Он растет на глазах темпами, близкими к экспорту.
Миф третий – китайские товары плохого качества. Мы это называем «китайский синдром». Честно говоря, когда мы закупали первые контейнеры в Китае, очень часто не видя товар и даже не встречаясь с производителями, было достаточно тревожно. Однако очевидно, что если бы в Китае было столько жуликов, истории об этом обязательно бы были на слуху. Если бы торговать с Китаем было настолько ненадежно, Китай не был бы там, где он находится сейчас, и не было бы семиэтажных стеллажей контейнеров в портах Шанхая. Если бы у Китая были серьезные проблемы с качеством, верояно, китайцам вряд
ли бы доверили собирать такие автомобили, как BMW 5-ой серии. Безусловно, в этом мифе есть исторический аспект. Первые китайские товары были привезены в Россию челночниками с китайских рынков. Кто работает с Китаем, знает, что
китайские производители возьмут заказ только на целый контейнер. А в то время наш рынок был не готов заказывать целыми контейнерами. И поэтому нишу заполняли «мешочники» товарами очень низкого качества. Примерно полтора года тому назад мы почувствовали, что начали закупать абсолютно в тех же местах, где закупают ведущие международные сети Walmart и Ашан и другие. То есть наша покупательская способность, и мы поняли, что вступили в клуб, скажем так, нормальных клиентов.

Многие российские компании слышат о том, что надо вводить инспекцию качества, то есть нанять представителя в Китае, который будет ездить по заводам и отслеживать качество товаров. На наш взгляд, это не очень успешный путь, потому что,
предположить, что один человек сможет открыть и проверить каждое из 13 тысяч изделий в контейнере,– довольно сомнительно. На наш взгляд, гораздо более успешная практика – договориться о процедуре приемки и отслеживать качество по наиболее критическим точкам. Второй, наиболее важный аспект – это выстраивание взаимоотношений с людьми
– то, что называют collaboration with suppliers. На деле это означает, что с людьми надо встречаться, знать, как зовут их детей и потихоньку учить китайский язык. На самом деле в Китае существует три уровня качества. Первый – это китайские
товары без какой-либо марки. Второй, более высокий, уровень качества – это товары совместного китайско-западного производства (практически все ведущие западные производители сегодня имеют совместное производство в Китае), оно, как правило, на 50 процентов дороже первого уровня. И третий – это оригинальные запчасти, которые дороже в 3 – 4 раза.
Миф четвертый - это очень интересная западня, в которую попадают многие российские бизнесмены. Когда вы приезжаете на выставку и понимаете, что все настолько дешево, то у вас появляется азарт охотника, и вы начинаете, что называется, давить поставщиков по цене. К сожалению, бизнесмены не совсем понимают, что в Китае на сегодняшний день настолько острая конкуренция внутри страны, что выставляют, действительно, как на Выставке Достижений Народного Хозяйства, самые лучшие цены.

Поэтому смысла торговаться с китайцами более чем на два-три процента нет. Однако если просить у китайцев снизить цену на 10 процентов, они поймут это буквально и сделают так, как просят, поскольку в китайском языке не существует слова «нет». Производители просто будут использовать меньше краски, другой металл и пр. И когда российские клиенты им говорят, что заказывали совсем другое, китайцы не понимают: вы же просили на 10 процентов дешевле, поэтому и получился другой товар.
Еще один миф –сильная бюрократия в Китае. Мы сравнили открытие собственного завода в Подмосковье размером 10 тысяч квадратных метров на площади 3 гектара и примерно такой же завод в Китае. В России потребуется примерно один год на получение всех разрешений и примерно один год на строительство, если не будет очень больших проблем, то есть всего два года. В Китае на согласование всей документации уходит одна неделя, а еще через 6 месяцев – завод в строю. При этом завод стоит примерно в 5 раз дешевле, чем в России.
Какие уроки можно извлечь из всего вышесказанного? Первый вывод, который мы сделали – сегодня невыгодно иметь производство в России. Мы фактически отказались от собственного производства, несмотря на то, что сначала распаляли себя патриотизмом и желанием создавать рабочие места... Выяснилось, что это неправда. За последние годы наш бизнес создал в три раза больше рабочих мест, и при этом компания платит абсолютно белую зарплату. Мы создаем рабочие места, но они другого уровня. Мы, например, пригласили на работу двух выдающихся математиков, которые делают расчет
цепочки поставок, оптимизации стоков и то, что называется supply chain management. Мы работаем над оптимизацией глобальных поставщиков среди компаний Европы, Китая и России. Мы смогли увидеть ограниченность Китая в каких-то областях, а также роль Европы и России, и в итоге сосредоточились на разработке новых товаров для
нашего рынка. На наш взгляд, нам удалось понять место российской компании в очень непростой глобальной цепочке. Наши потребители в России - люди избалованные, имеют доступ к товарам, производимым по всему миру. Поэтому мы обязаны работать со всеми поставщиками. Мы также поняли роль производителя в современном мире. Мы считаем,
что мы – компания-производитель, потому что многе разрабатываем сами, но производим их там, где выгодно: в Китае, Польше, Франции или России. Современный мир действительно совершенно изменился, он очень маленький и достаточно легко управляемый.

Какие основные проблемы Китая? Во-первых, это практически тотальное незнание английского языка. Несмотря на то, что китайские дети уезжают в школу в 7 часов утра, а возвращаются в 9 часов вечера, знание языка это не улучшает. Вторая проблема Китая – ограничения для роста компаний из-за того, что в китайский бизнес берут только родственников. Возможность брать людей со стороны в Китае очень сильно ограничена по ряду причин, в том числе очень низкому коэффициенту доверия. Третье – это непонимание других рынков и оседлость. Китайцы не производят впечатление летучих
голландцев, которые ездят по странам, изучают другие рынки. Какие мы видим возможности для обеих стран? У Китая есть свое совершенно четкое место в модернизации производства за счет дешевых решений и технологий. То
есть нам не надо производить калькуляторы, потому что они уже произведены. Нужно просто их брать и двигаться дальше. На сегодняшний день Китай предлагает очень много эффективных и дешевых решений во всех сферах, начиная от пищевой промышленности и кончая металлургической. У России, благодаря покупке оборудования в Китае, есть
возможность занять место на местном рынке и поставлять на европейский товары с добавленной стоимостью.
У Китая есть опыт решения многих социальных проблем. Можно столетиями вырабатывать либеральные ценности, и можно за год решить такую проблему, как превышение скорости на дорогах, что было очень эффективно и, хочется надеяться, раз и
навсегда решено в Китае в прошлом году. У Китая есть очень востребованный нами опыт строительства и градостроительства. Мне кажется, для российских бизнесменов, студентов и населения в целом, было бы очень полезно побольше знать об опыте Китая, думаю, это помогло бы пробудить национальную гордость, потому что люди захотели бы
жить так же, как китайцы.

Россия для Китая - практически нетронутый рынок в 150 миллионов человек.
Уникальность его в том, что Китай может прийти на этот рынок практически на том же оборудовании, которое уже использовалось для других рынков. Нам еще очень подойдут изделия, которые Китай производил для Европы два – три года тому назад. Россия для Китая, безусловно, также поставщик сырья, но мы видим и возможности более тесного
сотрудничества в области идей. С идеями в России всегда было хорошо, у нас с их реализацией, как мне кажется, проблемы. 

На следующей неделе мы едем в Китай на юбилейную, сотую по счету выставку.
Едем работать с большим удовольствием. 
Спасибо 
Категория: Это надо знать | Просмотров: 1676 | Рейтинг: 5.0/3